Главная | Семейное право | Институты семейного права в мусульманском праве

Заключение

Муж и жена, имеющие указанные недостатки или пороки, расходятся без оформления развода талак. Учитывая этические нормы и психологические факторы, шариат требует, чтобы разводы по причине физических и умственных недостатков не афишировались. Если жена требует расторжения брака по причине мужского бессилия мужа, тот обязан отдать половину калыма. Если же он не имел с ней половых сношений, при разводе жена не получает ничего.

И разведенная получает половину калыма, если муж имел с ней половые сношения она получает его в связи с потерей девственности.

институты семейного права в мусульманском праве последние

Кроме названных существуют бытующие, но не признаваемые ал-Фикхом виды прекращения супружеских отношений: В обоих названных случаях для возобновления брачных отношений необходимо принести покаяние ал-каффара , а иначе жена имеет право на развод фасх. Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила: Имеет право не ожидать срока идда и может выйти замуж вторично тут же после развода с первым мужем и женщина, которая не имела близких отношений с мужем, получая развод.

Разрешение от бремени также считается окончанием срока идда. Например, если муж дал развод жене и она буквально через час родила, считается, что истек срок идда. Поведение женщины, потерявшей мужа, регламентируется его правилами. Небеременная женщина, у которой умер муж, обязана по шариату соблюдать траурный срок в течение четырех месяцев и десяти дней, и лишь после этого она может выйти замуж вторично. Если же после смерти мужа она осталась беременной, то траурный срок продолжается вплоть до рождения ребенка.

Some Title Here

В период траура женщине-вдове запрещается надевать яркие платья, сурьмить брови, украшать себя и квартиру. Даже малейшая ошибка, нарушающая правила соблюдения траура по мужу, считается недопустимой. Например, если женщина после истечения траурного срока вышла замуж за другого и вдруг выяснилось, что первый муж умер позже, чем предполагалось, она должна развестись со вторым мужем и ждать полного истечения траурного срока.

Шариатом предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если посторонние мужчина или женщина по ошибке имели близкие отношения, принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной беременности от этой ошибочной встречи.

Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм шариата, но по этическим нормам Ислама является тяжким грехом. Здесь шариат действует в соответствии с высказыванием древних: И поскольку все аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, шариат во многих случаях отделывается просто проклятием нарушителей моральных принципов. Так и в приведенном случае: Если у женщины потерялся муж, и она желает выйти замуж за другого, она самостоятельно не может решать этот вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу.

институты семейного права в мусульманском праве элементы Центрального

Первым шагом на этом пути явилось принятие в годах Маджаллы, действие которой распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи за исключением Египта. Маджалла — крупный законодательный акт — касался вопросов правоспособности и ее ограничения, но не затрагивал семейных отношений.

Семейные отношения продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины. Во второй половине XIX в. Крупному ученому и государственному деятелю Мухаммаду Кадри-паше власти поручили составить проект закона, регулирующего данную область общественных отношений. Проект Мухаммада Кадри применялся до х годов XX века, хотя и не получил статуса официального закона. Поворотным пунктом стало принятие в году османского семейного закона — первого в истории развития семейного права мусульманских стран акта кодификации в рассматриваемой области общественных отношений.

Этот закон, состоящий из статей, сравнительно подробно регулировал вопросы брака и развода. В Иордании он применялся до года, в Сирии и Ираке — до х годов. В Ливане же в соответствии с законом г. В настоящее время семейное право большинства мусульманских стран представлено, как правило, специальным законодательством, которое в зависимости от сферы действия может быть разделено на три группы.

В некоторых странах первая группа нормативно-правовые акты регулируют лишь отдельные стороны семейных отношений. В Судане единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными циркулярами Верховного шариатского суда: Иорданский семейный закон года в основном воспроизводил положения Османского закона. Его основное отличие заключалось в установлении более низкого брачного возраста 16 лет вместо 18 и 17 лет для мужчин и женщин соответственно , а также в отсутствии указания на то, что развод, данный мужем в состоянии опьянения или под принуждением, недействителен.

В основу этого закона, состоящего из статьи и ограничивавшегося вопросами брака и развода, были положены уже вышеназванные османский закон г. Вместе с тем был закреплен ряд новых, по сравнению с содержавшимися в них, положений. В частности, закон г. В нем все основные вопросы семейного права регулируются наряду с другими институтами личного статуса едиными актами.

При его подготовке были использованы османский закон г. Этот правовой акт также охватывает все институты данной отрасли, за исключением дарения и вакфов. В отличие от них тунисский закон о личном статусе г. По законодательству большинства арабских стран, установлена обязательная письменная форма брачного договора, который может быть заключен и вне компетентного государственного органа, но должен быть им зарегистрирован в течение определенного срока ст.

Эта функция, как правило возлагается на суд в Сирии или специального чиновника мазуна , назначаемого судьей Иордания или министром юстиции, как в других странах. Особенностью семейного законодательства Ирака является строгий запрет внесудебного заключения брака: Если же таким путем был заключен новый брак при сохранении предыдущего, то мужчина наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.

Во многих арабских странах этого требуют мусульманские традиции значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты в отдельных случаях и жениха , функции которого выполняют отец или другие ближайшие родственники. Аналогичный в целом принцип закрепляет и законодательство Иордании ст. Законодательство многих арабских стран допускает внесение в брачный договор условий по желанию заключающих его лиц. При этом установлено, что такие условия должны быть выполнимыми ст. Если же внесенное условие противоречит смыслу брака, его правовым основам или имеет целью совершение запрещенного деяния например, если один из супругов ставит другому условие не жить вместе с ним или не иметь супружеских отношений, употреблять спиртные напитки или порвать отношения со своими родителями , то брак считается действительным, а данное условие ничтожным ст.

Семейное право ряда стран позволяет жене внести в договор важное условие, позволяющее ей получить развод в случае заключения мужем другого брака ст. Законодательство дает также возможность жене включить в брачный договор условия, отвечающие ее интересам, не затрагивающие права третьих лиц и не ограничивающие свободу мужа в его личной разрешенной законом деятельности например, она вправе оговорить, что муж будет жить с ней в определенной местности.

Удивительно, но факт! Маджаллы, действие которой распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи за исключением Египта. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер.

Несоблюдение таких условий мужем дает возможность жене обратиться в суд с требованием прекращения брака ст. Законодательство Иордании к тому же признает аналогичное право и за мужем. Известно, что законодательство почти всех арабских стран позволяет мусульманину иметь четырех жен. Причем в некоторых из них например, в Иордании не предусматривается никаких ограничений полигамии в этих установленных мусульманским правом пределах. В то же время сирийский закон ст. Таким обоснованием может быть признано, например, бесплодие жены. Иракское законодательство добавляет к вышеуказанным условиям третье — справедливое отношение мужа к женам.

Виновные в несоблюдении этих норм наказываются лишением свободы на срок до 1 года и или штрафом до ста динаров ст. Марокканский закон также подчеркивает, что если у суда есть сомнения в справедливом обращении мужа со своими женами, он может отказать ему в заключении нового брака. Причем новый договор не оформляется до тех пор, пока новая жена не будет поставлена в известность о том, что ее жених уже состоит в браке с другой женщиной. Подытоживая вопрос о полигамии, можно сказать следующее. В исламском обществе, где супружеская неверность считается весьма серьезным преступлением и нередко карается смертной казнью, мужчинам-мусульманам дозволено иметь четырех, но не более жен.

При этом должны строго соблюдаться условия, определенные шариатом: И, наконец, об опекунстве. В обычных условиях забота о детях возлагается на мать, но ответственность за их содержание лежит на отце. А на том, у кого родился, - пропитание и их одежда согласно обычаю. Не возлагается на душу ничего, кроме возможного для нее.

Да не причиняется обиды родительнице за ее ребенка и тому, у кого родился, за его ребенка. И на наследнике — то же самое.

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву

А если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними. А если вы пожелаете просить выкормить ваших детей, то нет греха над вами, если вы вручите то, что даете согласно обычаю. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы делаете! Все дела, касающиеся детей, должны быть улажены по взаимному согласию, без обид и ссор, чистосердечно соблюдая их интересы. Иной раз считается предпочтительным, чтобы ребенок сам выбрал, с кем из родителей он хотел бы остаться.

Каким образом регулируются семейные отношения в исламском праве? Расскажите о главных институтах исламского семейного права. Брачный договор в исламском праве. Расскажите о праве жены на махр. Ответственность мужа за содержание жены с момента заключения брачного договора. Прекращение брака по исламскому праву. Какие вы знаете запреты в семейно-брачных отношениях. Мусульманское право структура и основные институты. Институт государства и права РАН, Шариат, семейное и обычное право в Узбекистане: Ислам Брак и развод.


Читайте также:

  • Онлайн кредиты гражданам снг в рф
  • Отцы и дети краткое содержание конфликт поколений
  • Размер госпошлины иск о расторжении брака
  • Стелла движимое или недвижимое имущество
  • Сколько даст сбербанк по военной ипотеке
  • Рецензия на брачный контракт
  • Для каких категорий граждан оказывается бесплатная юридическая помощь