Главная | Защита прав потребителя | Порядок обращения в суд за защитой нарушенных прав

Статья 3. Право на обращение в суд

Другой комментарий к Ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Разъяснение Процедура защиты нарушенных прав граждан Процедура защиты нарушенных прав граждан, помимо Закона РФ от 27 апреля г. N "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" далее Закон , нашла свое отражение в главе 25 ГПК РФ. Закон содержит нормы об обжаловании в судебном порядке действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Глава 25 ГПК РФ регламентирует производство по делам об оспаривании решений, действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Так как Закон не приведен в соответствие с главой 25 ГПК, следует применять нормы законодательства, принятого позднее, а именно главы 25 ГПК РФ, в той части, в которой закон противоречит Гражданскому процессуальному кодексу РФ. В этой связи, в случае применения закона, следует иметь в виду: При этом следует иметь в виду, что Закон регламентирует порядок защиты прав и свобод граждан, в отличие от главы 25 ГПК РФ, которая наделяет правом на подачу заявления в суд и юридические лица.

Право любого гражданина обратиться в суд с жалобой в настоящее время формой обращения в суд является заявление или исковое заявление. Такое право возникает у гражданина в том случае, если он считает что его права и свободы нарушены действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих.

износ, порядок обращения в суд за защитой нарушенных прав только

В абзаце первом статьи 1, помимо органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, указано, что обжаловать в настоящее время - оспорить можно также решения, действия бездействие учреждений, предприятий и их объединений. Исходя из этого, следует отметить, что глава 25 ГПК РФ применима к Закону, только если оспариваются решения, действия бездействие лиц, перечисленных в ст. Таким образом, практическое применение абзаца 1 Закона, выглядит следующим образом: N 2 "О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" далее - Постановление N 2 , не являясь органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для тех, в отношении которых они вынесены см.

Поэтому, как указано в п. Закрепляя право гражданина на защиту своих прав и свобод, указанная статья в абзаце втором содержит законодательную регламентацию ответственности государственного служащего. Так, ответственность гражданско-правовая, административная, уголовная государственного служащего неотвратимо наступает в случае нарушения основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, которые нашли свое отражение в ст.

Прежде всего, государственный служащий в своей деятельности, согласно указанному Федеральному закону, должен соблюдать принципы законности и приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты, а также иные принципы, нашедшие свое отражение в ст. Указанные принципы являются основополагающими также и для государственной гражданской службы ст.

Государственный гражданский служащий обязан: Соблюдение приоритетных принципов государственной гражданской службы нашло свое отражение и в ст. Так, исходя из требований к служебному поведению, гражданский служащий обязан: Соблюдение или нарушение принципов государственной службы, государственной гражданской службы; надлежащее или ненадлежащее выполнении государственным служащим, государственным гражданским служащим своих обязанностей являются предметом рассмотрения гражданских дел, рассматриваемых по правилам главы 25 ГПК или в порядке искового производства.

Абзац третий статьи 1 регламентирует распространение действий Закона на муниципальных служащих. В частности, в норме указано, что только в случае приравнивания муниципальных служащих к государственным служащим гражданин может защитить свои права и свободы, нарушенные решениями, действиями бездействием муниципальных служащих, в порядке, регламентированным комментируемым Законом. В настоящее время решения, действия бездействие муниципального служащего, отвечающего требованиям ч.

При этом следует учитывать, что помимо должностей муниципальной службы существуют и иные должности в органах местного самоуправления, избирательных комиссиях муниципальных образований, создаваемые, как указано в ч. Решения, действия бездействие лиц, замещающих должности, которые не являются должностями муниципальной службы, можно оспорить только в порядке искового производства. Действия решения , которые могут быть обжалованы в суд Абзац первый статьи 2 определяет условия, при наличии которых решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, могут быть обжалованы в суд.

Так, если коллегиальные или единоличные действия или решения, а также официальная информация, предоставленная гражданину указанными органами, нарушают права и свободы граждан, и или создают препятствия для гражданина при осуществлении им своих прав и свобод, и или на гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Данная норма также нашла свое отражение в ст. Для конкретизации понятий решения, действий и бездействия, необходимо обратиться к вышеупомянутому Постановлению N 2.

последние порядок обращения в суд за защитой нарушенных прав мира столкнулись

Как разъясняется в пункте 1 постановления N 2, решениями являются: При этом указанные акты могут быть приняты как единолично, так и коллегиально; содержать властное волеизъявление, которое порождает правовые последствия для конкретных граждан. Такие решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

Действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих являются властные волеизъявления таких органов и их должностных лиц, которые не облачены в форму решения, но влекут за собой нарушение прав и свобод граждан и или создают препятствие в осуществлении таких прав и свобод.

Если органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие не исполняют свои обязанности, исходя из их полномочий, то это является бездействием указанных органов и их должностных лиц. Такие обязанности должны быть возложены на органы и их должностные лица нормативными правовыми и иными актами, которые определяют полномочия таких органов и их должностных лиц.

Законом закреплено право гражданина на получение и обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц по предоставлению информации, которая непосредственно затрагивает права и свободы такого гражданина. Такую информацию могут составлять документы и иные материалы, за исключением тех, которые содержат информацию, на которую в соответствие с федеральным законодательством существуют ограничения по порядку ее предоставления. Право гражданина на получение информации, затрагивающей его права и свободы, основано на конституционном положении ч.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", реализуя указанное конституционное положение, в п. Муниципальная служба в Российской Федерации также основана на принципе доступности информации о деятельности муниципальных служащих п. Нарушение обязанности по предоставлению гражданину информации, нашедшей свое отражение в норме абзаца шестого комментируемой статьи, влечет установленную законом ответственность. Так, в соответствии со ст.

В том случае, если такие деяния, связанный с предоставлением информации гражданину, причинили вред его правам и законным интересам может наступить уголовная ответственность. Закон содержит определение официальной информации, которая как раз и содержит условия, при наличии которых можно определить, что такая информация носит официальный характер. Информация, которую можно оспорить, считается официальной, если: Порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий бездействия , нарушающие права и свободы граждан, можно рассматривать двумя способами.

В зависимости от субъекта, вынесшего решение, совершившего действие либо допустившего бездействие - это либо производство, возникающие из публичных правоотношений глава 25 ГПК РФ , либо исковая форма защиты.

Удивительно, но факт! Такие решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Поэтому, исходя из имущественного положения гражданина, суд может уменьшить размер государственной пошлины или освободить гражданина полностью от ее уплаты.

Проверка законности действий бездействия , решений, нарушающих права и свободы граждан, отнесенная к компетенции Конституционного Суда РФ не может быть рассмотрена в порядке, установленном Законом. Также не являются предметом рассмотрения в порядке, регламентированном Законом те действия бездействие , решения, нарушающие права и свободы граждан, для которых предусмотрен иной порядок оспаривания. Подача жалобы Закон закрепляет правило альтернативной подведомственности по рассмотрению жалобы - если гражданин обращается в порядке подчиненности или заявления - если гражданин решает сразу обратиться в суд.

Удивительно, но факт! Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Порядок рассмотрения жалобы в порядке подчиненности регламентируется отдельными нормативными актами. Закон лишь закрепляет право граждан на обращение с жалобой в порядке подчиненности. Закон содержит указание на общий срок, в течение которого гражданин может обратиться с жалобой в порядке подчиненности. Данному правилу корреспондируют нормативные акты, содержащие порядок и сроки подачи и рассмотрения жалобы граждан при нарушении его прав и свобод.

Так, на основании п. N рп-СФ, жалобы граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней. Некоторые нормативные акты, определяющие порядок и сроки подачи и рассмотрения жалоб граждан, содержат иные сроки, в течение которых необходимо рассмотреть их жалобу. Указанный срок является специальным, поэтому в случае обжалования в порядке подчиненности постановлений, действий бездействия судебных приставов, следует применять не срок, установленный абзацем вторым комментируемой статьи, а норму ФЗ "Об исполнительном производстве".

Гражданин имеет право на обращение в суд после подачи жалобы в порядке подчиненности, если в удовлетворение жалобы было отказано, либо гражданин не получил ответа на свою жалобу в течение месяца, который исчисляется со дня подачи жалобы в порядке подчиненности. Следует отметить, что подача жалобы гражданином в порядке подчиненности, не исключает для него возможности обратиться в суд с заявлением, содержащим аналогичную просьбу о защите его прав и интересов.

Заявление жалоба может подаваться как самим гражданином, считающим, что его права и свободы нарушены, так и действовать через представителей. Представителем может быть любое лицо, отвечающее требованиям ст. В соответствии с ч. Если же гражданин защищает свои нарушенные права и свободы в исковом производстве, то территориальная подсудность определяется по правилам ст.

Если гражданин, имеющий право на подачу заявления, является военнослужащим, то он имеет право обратиться для защиты своих прав в военный суд. Судья, как установлено Законом, имеет право по собственной инициативе ли по просьбе гражданина, обратившегося в суд, приостановить исполнение оспариваемого решения и или действия.

Читать популярные статьи на сайте

Если же федеральным законом предусматривается обязательное приостановление исполнения решения, которое оспаривается п. N ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; ст. N ФЗ "О защите конкуренции" , суд обязан проверить, было ли приостановлено оспариваемое решение должностным лицом или соответствующим органом, которые такое решение приняли. Как указано в п. При этом, приостановление действия решения, а равно его исполнение должно быть приостановлено до вступления решения суда по результатам рассмотрения заявления об оспаривании такого решения в законную силу.

Законодатель устанавливает обязанность для гражданина по оплате государственной пошлины. Если при подаче такого заявления государственная пошлина не будет оплачена, судья оставляет заявление без движения в порядке ст. По ходатайству гражданина, обратившего в суд с заявлением о защите своих прав, суд может уменьшить размер государственной пошлины или освободить от ее уплаты в полном объеме.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 13 июня г. N О определил, что отсутствие такого права у суда не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию. Поэтому, исходя из имущественного положения гражданина, суд может уменьшить размер государственной пошлины или освободить гражданина полностью от ее уплаты. Если гражданин выбрал судебный способ защиты своих прав и свобод, то его заявление должно отвечать требованиям ст. Сроки обращения в суд с жалобой Законом устанавливаются общие правила о сроках на обращение в суд за защитой нарушенных прав и свобод граждан три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы и неполучении на нее письменного ответа.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время гражданин, который считает, что его права и свободы нарушены, может обратиться в суд с заявлением, а не с жалобой. Обусловлено это тем, что в статье 6 Закона указано, что процедура рассмотрения жалобы в настоящее время - заявления осуществляется по правилам гражданского судопроизводства.

ГПК РФ в главе 25 содержит процедуру подачи и рассмотрения заявления об оспаривании а не об обжаловании, как это указано в комментируемом законе решений, действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В отличие от ст. Связано это с тем, какой способ защиты нарушенных прав и свобод избирает гражданин. Гражданин, решив, что его права и свободы нарушены в результате действий решений , повлекших для него последствия, предусмотренные статьей 2 комментируемого закона, может: Указанный срок необходимо исчислять со дня, следующего за днем, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Срок, по общему правилу, исчисляется календарными месяцами. Так, если гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод 15 апреля, то срок на подачу заявления в суд истекает 16 июля в В этом случае месячный срок исчисляется с момента получения гражданином письменного отказа в удовлетворении его просьбы.

Если же гражданин не получил ответа на свою просьбу, месячный срок для подачи заявления в суд исчисляется со дня, следующего за днем, когда истек месячный срок для ответа гражданину на его просьбу. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" далее по тексту - Постановление ВС РФ N 2 заявителю принадлежит право выбора способа защиты административного или судебного своих прав и свобод.

При этом следует отметить, что федеральное законодательство в отношении оспаривания некоторых решений, действий бездействия может предусматривать обязательный досудебный порядок оспаривания. Закон закрепляет возможность восстановления пропущенного срока. При этом, в отличие от общих правовых последствий пропуска срока на совершение того или иного процессуального действия, установленных ст.

Пропуск установленного законом срока на подачу заявления в суд в порядке главы 25 ГПК РФ может послужить основанием для отказа гражданину в удовлетворении его требований, если судья признает причины пропуска срока на подачу заявления неуважительными. Уважительной причиной суд может посчитать любые обстоятельства, которые затрудняют или делают невозможным получение информации об оспариваемых действиях решениях , а также о последствиях таких действий решений , предусмотренных статьей 2 Закона. В каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность или отсутствие уважительности причин пропуска срока на обращение в суд.


Читайте также:

  • 13 от уплаченных процентов по ипотеке
  • К юрисдикционной форме защиты прав относятся защита семейных прав в суде
  • В краснодаре поймали на взятке
  • Расторжение договора купли продажи квартиры в суде
  • Инспектор по лишению прав
  • Ипотека долевое строительство втб
  • Понятие и основания наследования в гражданском праве