Главная | Земельные вопросы | Приобретение права собственности на земельные участки

Приобретение права собственности на земельный участок

Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения Комментарий к статье 36 В состав комментируемой статьи входят правила, которые регулируют отдельный случай предоставления земельных участков, необходимых для использования зданий, строений, сооружений. Законодатель, как видно из содержания ст. Так же как и во многих других статьях ЗК РФ, в комментируемой статье законодатель оставил неразрешенными и нераскрытыми ряд важнейших вопросов и понятий, как, например, в п.

Соответственно, если исходить из логики законодателя, право на приобретение земельного участка у лиц, у которых права на здания, строения, сооружения возникли с нарушением закона то есть на самовольную постройку , не возникает. Суды придерживаются логики абз. На дополнительном участке расположен сарай-дровяник, возведенный отцом, указанный в свидетельстве о праве на наследство и вошедший в состав технического паспорта без отметки о незаконности строения.

Размер и конфигурация используемого земельного участка не менялись, претензий и предписаний со стороны администрации Всеволожского муниципального района о незаконности использования дополнительного земельного участка не предъявлялось. Фактически используемый истцом длительное время земельный участок огорожен, право Ш. Суды, рассматривавшие заявление истца, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых заявлений, так как постройка, которая указана в техническом паспорте, не переходила истцу по наследству.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, рассматривавшая кассационную жалобу, указала, что судом первой инстанции правильно сделан вывод, что требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст. Так еще в г. В соответствии со ст.

Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе.

Удивительно, но факт! Этот Приказ заменил собой Приказ Минэкономразвития России от 30 октября г.

К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п. К настоящему делу данные случаи не относятся. При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений ст. Арбитражные суды по-прежнему ориентируются на толкование отдельных положений ст. Тринадцатый ААС в декабре г. В Постановлении г. Как было установлено судом первой инстанции, общество является собственником зданий и сооружений, необходимых для благоустройства и использования спорного участка по его целевому назначению в установленных границах, то есть объектов недвижимости, имеющих вспомогательный характер по отношению к земельному участку и тем объектам недвижимости, которые должны быть на нем возведены в будущем в соответствии с его целевым назначением.

Строительство объектов недвижимости, для возведения и эксплуатации которых земельный участок был предоставлен обществу в аренду и которые были предусмотрены утвержденным проектом детальной планировки, эскизом застройки и обозначены в до-говоре, не завершено. Возведение на земельном участке только вспомогательных объектов даже при наличии государственной регистрации права собственности общества на них не влечет возникновения у общества права на приобретение в собственность спорного участка в порядке, предусмотренном ст.

Наконец, нельзя не привести позицию Тринадцатого ААС, которую он изложил в г. Предоставленное собственникам зданий, строений, сооружений ст. Исключительность этого права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования. Что касается такого специфического коллективного субъекта, как собственники помещений в многоквартирном доме, то согласно ч.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета ч. Вопросы о безвозмездности или платности при приобретении прав на земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями и сооружениями занимают в ст.

Что касается безвозмездной передачи земельных участков в собственность, то в комментируемой статье и в ст. К этим лицам относятся религиозные организации, имеющие в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения абз. В соответствии с п. Если в отношении религиозных организаций закон не устанавливает иных условий, кроме как целевого использования зданий, строений, сооружений, то право на бесплатное приобретение земельных участков общероссийскими общественными организациями инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, ставится в зависимость от того, находились ли на день введения в действие ЗК РФ на земельных участках здания, строения и сооружения.

Текст ЗК РФ опубликован Первым днем его опубликования явилось 29 октября г. Следовательно, если записи о праве на здания, строения и сооружения общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, внесены в ЕГРП до 29 октября г.

В силу частей 2 и 5 ст. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пункты 3 и 4 ст. Следовательно, для определения делимости земельного участка необходимо и достаточно, чтобы: Делимые и неделимые земельные участки: Вопрос о делимости или неделимости земельного участка, что влияет соответственно на право собственника сособственника на индивидуальное обращение в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возникает, если одно здание пристроено к другому зданию и нельзя сделать однозначный вывод о том, является ли участник правоотношений собственником первичного объекта недвижимости здания , или ему принадлежат вторичные объекты недвижимости помещения.

При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.

Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября г. Этот Приказ заменил собой Приказ Минэкономразвития России от 30 октября г.

Опубликован 5 октября г. Вступил в силу 16 октября г. В своем запросе в КС РФ районный суд указывал, что содержащееся в п. КС РФ в своем определении указал, что сам по себе п. Заявитель обратился в Арбитражный суд МО с иском о понуждении администрации Одинцовского района МО заключить договоры купли-продажи двух земельных участков, на которых находятся принадлежащие ему на праве собственности магазины и в отношении которых ранее были заключены договоры аренды.

Суд, придя к выводу, что статья 36 ЗК РФ обязывает уполномоченный орган местного самоуправления заключить соответствующий договор купли-продажи, своим решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, исковые требования В. Однако рассматривавший дело в кассационном порядке ФАС МО, полагая, что выбор вида права, на котором собственнику недвижимости предоставляется земельный участок, принадлежит органу исполнительной власти или местного самоуправления, в иске отказал. ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

Заявитель утверждал, что конституционное право гражданина иметь землю в частной собственности не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления уполномоченного органа, а потому из п. КС РФ, отказывая в рассмотрении жалобы гражданина В. Гудкова по существу, высказал свою позицию по вопросу, который поставил в своей жалобе заявитель. Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий бездействия этих органов незаконными.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд отнесением их к землям общего пользования на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

Первая связана с образованием земельного участка, а вторая — с уточнением местоположения границ ранее учтенного земельного участка. При этом законодатель умудрился в первом предложении абз. В отношении такого земельного участка кадастровый орган может выдать заявителю только выписку или кадастровый план территории.

В графической части последнего местоположение земельного участка не приводится; его местоположение — квартал в целом. При применении комментируемой статьи необходимо представлять себе, что такое кадастровый план территории и кадастровая карта, на которых изображается схема расположения земельного участка. Во-первых, они — картографическая основа государственного кадастра недвижимости ч. Во-вторых, между ними имеются определенные различия.

Приобретение права собственности на землю

Кадастровый план территории КПТ , как и выписка о соответствующем земельном участке, — основа межевого плана ч. Сведения КПТ отражают информацию о земельных участках в границах одного квартала территории — координаты если участки поставлены на кадастровый учет , изображения контуров земельных участков внутри квартала исключая ранее учтенные , адресную часть.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц далее — публичные кадастровые карты ч. То есть кадастровые карты существуют на бумажном носителе и в электронном виде на портале Росреестра. В некоторых случаях в качестве основы для схемы используется также фрагмент публичной кадастровой карты на бумажном носителе. Главное требование, предъявляемое к схеме, — ее читаемость, нахождение контура земельного участка в границах части квартала.

В практике органом местного самоуправления часто утверждается и выдается заявителю схема расположения земельного участка в случае уточнения местоположения границ ранее учтенного земельного участка. Кадастровому инженеру для подготовки межевого плана такая схема никакой пользы за редкими исключениями не представляет, за исключением, быть может, конфигурации земельного участка.

Ни каких-либо координат, ни тем более привязки к ближайшим пунктам опорной межевой сети на такой схеме нет. Однако ее включение в состав межевого плана и ссылка на нее в пояснительной записке кадастрового инженера обеспечивает успех кадастрового учета земельного участка. С 1 октября года кадастровый инженер подготавливает межевой план как и техпланы на здания в форме электронного документа, заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью ч.

В случае постановки на кадастровый учет земельного участка кадастровый инженер также через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования получает кадастровый план земельного участка, заверенный электронной подписью специалиста кадастрового органа. Заказчику кадастровых работ нет необходимости впоследствии получать у публичного образования кадастровый паспорт земельного участка, так как предоставление его для регистрации права на земельный участок в настоящее время не предусматривается.

Законодательство РФ

Не исключено, что законодателю придется отредактировать положения п. Первая — определение местоположения границ земельного участка и его площади в процессе образования то есть возникновения как такового.

приобретение права собственности на земельные участки Конечно, прав

Вторая модель применительно к правоотношениям, которые регулирует ст. Такие участки образовывались в процессе приватизации государственного и муниципального имущества — зданий, строений, сооружений в границах территорий крупных производственных предприятий и комплексов, комбинатов машиностроительных заводов, ткацких и отделочных фабрик, мясокомбинатов, овощных баз, авторемонтных мастерских и др. Причем образование земельных участков не всегда сопровождалось определением местоположения границ на местности.

Поэтому в ГКН включались ориентировочные площадь и местоположение границ земельных участков. Также следует учитывать, что в задачи публичного образования на момент приватизации зданий, строений, сооружений не входило образование земельных участков с учетом всех требований земельного и градостроительного законодательства, которое не требовало в обязательном порядке предоставлять в собственность земельные участки под объектами недвижимости.

Согласно позиции Тринадцатого ААС положения п. Общие требования законодателя к образуемым земельным участкам наиболее полно раскрываются в ч. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земель.


Читайте также:

  • Проект договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности
  • Соглашение о расторжение договора аренды земельного участка бланк
  • Расходы на аренду земли при усн
  • Типовые договора купли-продажи жилого дома с земельным участком
  • Возврат 13 процентов с покупки земельного участка